Мощные импульсные источники нейтронов на основе дейтериевых лайнеров

акад. РАН Н. А. Ратахин, акад. РАН Б. М. Ковальчук, к.ф.-м.н. А. В. Шишлов, к.ф.-м.н. В. А. Кокшенев, к.т.н. А. А. Жерлицын, А. Ю. Лабецкий, Р. К. Чердизов

В экспериментах на уникальной научной установке России мультитераваттном генераторе ГИТ-12 экспериментально продемонстрирована высокоэффективная генерация нейтронов в DD реакции ядерного синтеза в лайнерных схемах при токах до 3 МА. В 2013 году в экспериментах с двухкаскадными дейтериевыми лайнерами с внешней плазменной оболочкой получен выход 2,9×1012 нейтронов за импульс при токе через лайнер 2,7 МА. Было подтверждено, что теоретическая зависимость выхода нейтронов пропорционально четвертой степени пикового тока имплозии реализуется при токах более 2 МА. В 2018 году за счет использования взаимодействия потока высокоэнергетических ионов, распространяющихся в сторону катода, с помещенными за катодной сеткой образцами, содержащими дейтерий и литий, при токе ~ 3 МА получено рекордное число нейтронов: (1,1±0,3)×1013 частиц за импульс, что соответствует эффективности генерации ~ 108 нейтронов на один джоуль энергии, вложенной в плазму.

Экспериментальный электрофизический комплекс ГИТ-12

Узел нагрузки для экспериментов с двухкаскадными газовыми лайнерами с внешней плазменной оболочкой

Зависимости выхода нейтронного излучения от пикового тока имплозии в экспериментах на различных генераторах

Фотография (a) и ионная обскурограмма (b) катодной сетки и образца LiF. Сигналы времяпролетных детекторов на расстоянии 25.79 м (d) от пинча, в выстрелах с образцами LiF, расположенных на расстоянии 3 мм и 16 мм от оси пинча

Публикации

1. D. Klir., A.V. Shishlov, V.A. Kokshenev, P. Kubes, A.Yu. Labetsky, K. Rezac, J. Cikhardt, F.I. Fursov, B.M. Kovalchuk, J. Kravarik, N.E. Kurmaev, N.A. Ratakhin, O. Sila and J. Stodulka Characterization of neutron emission from mega-ampere deuterium gas puff Z-pinch at microsecond implosion times // Plasma Physics and Controlled Fusion, 55, 085012, 11 pages (2013)
  2. D. Klir, V.A. Kokshenev, P. Kubes, A.Yu. Labetsky, M. Paduch, K. Rezac, A.V. Shishlov Search for Drive Parameter of Neutron-Optimized Z-Pinches and Dense Plasma Foci // IEEE Transactions on Plasma Science, Volume: 41, Issue: 11, pages 3129 - 3134 (Nov. 2013)
  3. D. Klir, A.V. Shishlov, V.A. Kokshenev, P. Kubes, K. Rezac, R.K. Cherdizov, J. Cikhardt, B. Cikhardtova, G.N. Dudkin, F.I. Fursov, T. Hyhlik, J. Kaufman, B.M. Kovalchuk, J. Krasa, J. Kravarik, N.E. Kurmaev, A.Yu. Labetsky, , V. Munzar, H. Orcikova, V.N. Padalko, N.A. Ratakhin, O. Sila, , J. Stodulka, K. Turek, V.A. Varlachev, and R. Wagner "Ion acceleration mechanism in mega-ampere gas-puff z- pinches" // New Journal of Physics, Volume 20, Issue 5, May 2018, 053064. DOI: https://doi.org/10.1088/1367-2630/aac545
  4. D. Klir, A.V. Shishlov, V.A. Kokshenev, P. Kubes, K. Rezac, S. Buryskova, R.K. Cherdizov, J. Cikhardt, B. Cikhardtova, G.N. Dudkin, , J.T. Engelbrecht, F.I. Fursov, S.L. Jackson, J. Krasa, J. Kravarik, N.E. Kurmaev, V. Munzar, V.N. Padalko, N.A. Ratakhin, O. Sila, K. Turek, V.A. Varlachev, R. Wagner " Acceleration of protons and deuterons up to 35 MeV and generation of 1013 neutrons in a megaampere deuterium gas-puff z-pinch" // Plasma Physics and Controlled Fusion, 61 (2019) 014018. DOI: https://doi.org/10.1088/1361-6587/aadc99

Результат вошел в число важнейших достижений по физике в Сибирском отделении Российской академии наук за весь период выполнения Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг.

Результат получен сотрудниками ОВПЭ совместно с Чешским техническим университетом в Праге, Институтом ядерной физики Академии наук Чешской Республики, Институтом физики Академии наук Чешской Республики, Национальным исследовательским Томским политехническим университетом.